на главную страницу

 

Развитие сострадания в буддизме. Чже Цонкапа.

 

А. Воспитание равного отношения ко всем существам

Б. Облечение всех существ в милый образ

 

 

    А. Воспитание равного отношения ко [всем] существам

                            

В соответствии с тем, как указывалось на стадиях низшей и средней

личностей, и здесь вводите и исполняйте предварительные и другие

этапы [практики].

 

Если еще не выработано равное отношение - без привязанности к

одним существам и неприязни к другим, то любовь и сострадание

зарождаются пристрастными. Поэтому надо осваивать равностность

(беспристрастие).

 

Из трех [видов] равностности: равностности движущих сил,

нейтральности ощущения и беспристрастия [как одного из Четырех]

безмерных имеется в

виду последнее.

 

Упоминаются еще два типа равностного отношения: (1)

устранение привязанности к существам, неприязни и других

клеш; (2) равное отношение, когда произвольно отступаем от

привязанности и неприязни

к существам. Здесь имеется в виду второе.

 

Этапы его освоения следующие. Сначала, поскольку это легче,

объектом созерцания выберите какого-нибудь нейтрального

[человека], не делающего

вам ни добра, ни зла, и, упраздняя [зачатки] привязанности

(симпатии) и неприязни (антипатии), достигайте равностного

отношения [к нему].

Затем, когда осуществите это беспристрастное отношение,

достигайте равностности по отношению к любимому другу.

Неравное отношение здесь создает пристрастность, большая или

малая привязанность. Достигнув равностности по отношению [к

другу], осваивайте равностное отношение к врагу.

Неравностное отношение к нему создается неприязнью,

возникающей

из-за видения в нем только враждебного. Достигнув

равностного отношения [к врагу], созерцайте равностное

отношение ко всем существам.

 

Но что созерцать для избавления от привязанности и

неприязни? В "Средней ступени созерцания" рекомендуются две

мысли: (1) мысль с опорой на существ: "Поскольку все равны в

 желании счастья и нежелании страдания, нехорошо одним,

считая их близкими, делать добро, а другим, считая их

чужими, делать зло или не делать добра", - и (2) мысль с

опорой на себя: "Нет такого существа, которое в безначальном

Круговороте сотни раз не становилось бы моим родственником;

так к

кому же привязываться и кого ненавидеть?"

 

А вот что сказано о привязанности к друзьям в "Вопросах девушки

Чандроттары":

 

 "Я всех вас раньше убивала, да и вы

            меня терзали и на части разрубали;

  друг другу все [бывали] мы врагами, убийцами, - так как

  же может в вас

такая страстная привязанность родиться?"

 

Также размышляйте, согласно поведанному о горести

неопределенности*11, как быстро все враги и друзья меняются

ролями, - это поможет избавиться от злобы и привязанности.

Это надо делать, сохраняя различение понятий "врага" и

"друга"; избавляться от идей врага

и друга необязательно: благодаря [осознанию], что враг

есть друг, приходит конец пристрастному - приязненному

и неприязненному состояниям ума.

 

 

       Б. Облечение всех [существ] в милый образ

                          

В "Средней ступени созерцания" сказано:

 

"Увлажнить душу любовью - словно подготовить почву.

Если затем бросить туда семя сострадания, оно легко

даст сильный росток. Затем, проникнувшись любовью,

следует культивировать сострадание."

 

Любовь, о которой здесь говорится, - это отношение к

существам как к любимому ребенку. Освоение равного

отношения сглаживает неровности симпатий и антипатий.

Когда сознание, как хорошо возделанную почву, увлажнить

любовью, то брошенное туда живое семя сострадания легко

прорастет великим состраданием. Это суть наилучшего

способа практики.

 

В этой [части] три [пункта], из которых [первый] -

 

             (1) Созерцание [существ] матерями

                            

Как безначальна сансара, так безначальны и наши

перерождения. В круговороте вереницы рождений и смертей

нет таких тел, которых мы бы не обретали, нет мест, где не

перерождались, и нет [существ], которые не бывали нашими

матерями и близкими. Как сказано в "Конкретных основах

уровней":

 

"Я (Будда) не вижу таких мест, где бы вы за все долгое

не перерождались, не ходили и не умирали. Не вижу

существ, которые за все долгое прошлое не побывали вашими

отцами, матерями, братьями или сестрами, наставниками,

руководителями, учителями или им подобными."

 

Помимо того, что [они] побывали матерями раньше, в будущем

опять бессчетное множество раз станут [нашими] матерями.

Так размышляя, надо стремиться к твердой убежденности, что

[все существа] являются нашими собственными матерями. Когда

уверитесь в этом, легко возникает осознание их доброты и так

далее, а если нет - осознание их доброты и подобного не имеет

основания.

 

       (2) Культивирование осознания доброты [матерей]

 

Если после созерцания [существ] матерями в первую очередь

созерцать [доброту] матери этой жизни, [осознание доброты

всех существ-матерей] возникает быстро, - таково поучение

, согласно которому и следует созерцать.

Ясно представьте перед собой облик матери и несколько раз

подумайте: "Помимо нынешнего времени, в безначальной сансаре

она побывала моей матерью бесчисленное множество раз".

Затем сосредоточенно размышляйте: "Будучи матерью, она всегда

охраняла меня от невзгод, оказывала всяческую помощь. И

особенно в этой жизни:

сначала она долго носила меня во чреве; затем, после

рождения, согревала меня, озябшего, теплом своего тела,

качала меня на руках, кормила грудью, пеленала, утирала нос,

очищала руками мои испражнения, - всячески без устали

заботилась обо мне. Также она кормила и поила

меня, когда я хотел есть и пить, одевала, когда было холодно,

давала мне то, в чем я нуждался, отказывая во всем себе. И эти

вещи было нелегко приобрести; они доставались ей изнурительным

трудом, бывали связаны с грехами, страданиями и злыми речами.

Если мне, ребенку, случалось болеть или как-то иначе страдать,

она - от всей души - решив, что лучше самой умереть, болеть,

страдать, лишь бы ее ребенок не умер, не болел, не страдал, -

всегда находила средства избавить

меня от бед. Одним словом, насколько ей позволяли разумение и

способности, она оказывала мне всяческую помощь, избавляла от

зол и страданий."

 

Когда от такого созерцания зародится неподдельное осознание

[ее]

доброты, применяйте такое же созерцание к отцу и к другим

близким, представив их [своими] матерями. Потом созерцайте

это в отношении посторонних людей, представив их матерями.

Когда по отношению к ним зародится такое же чувство, как в

отношении близких, - врагов тоже представьте матерями и

применяйте это созерцание к ним. Когда по отношению к ним

возникнет такое же чувство, как к матери, - осваивайте то

же в отношении всех существ десяти сторон света, сначала

осознав их матерями и постепенно расширяя это осознавание.

 

             (3) Культивирование благодарности

                            

Нет большей неблагодарности, чем, освобождаясь из сансары

самому, бросить там своих добрых, родных - хотя и

из-за череды рождений и смертей - матерей,

страдающих и бесприютных. Об этом сказано в "Послании к

ученику" (95):

 

 "Неблагодарности подобной нету хуже,

            чем, обретя Освобожденье самому,

  оставить павших в бездну матерей,

в сансары океане тонущих, - не узнанных тобою

  лишь из-за череды рождений и смертей."

Итак, поразмыслив: "Если даже низменным людям не пристало

оставлять столь добрых матерей-существ, разве это может

быть совместимо с моей натурой?!", - надо брать [на себя]

ношу благодарности. Как говорится в том же [тексте

(96,97)]:

 "Какой же негодяй посмеет бросить тех,

  чье молоко беспомощным

         младенцем

сосал, окутанный горячей их

         любовью,

 кто столько натерпелся из любви

            [к нему]?

               

  Кто, даже низменный и

  жестокосердный, посмеет

  бросить здесь (в сансаре) тех,

  страдающих и любящих, но

  бесприютных,

  в чьем лоне был зачат и был взращен,

  тех, кто с любовью и заботой

  [его носили в чреве] и оберегали?"

 

И в "Хвале беспредельным достоинствам" тоже

сказано:

 

 "Не мне свободным в одиночку стать,

  существ, неведением ослепленных, бросив,

  чей ум блуждает шатко, - кто, как отец и

                сыновья мои,

  почтение выказывали мне, любовь и помощь!"

-

  так изъяви неколебимое и пылкое решенье

  существ, защиты не имеющих, спасти."

 

Давайте, однако, подумаем, как отблагодарить их за добро.

 

Какого бы сансарного счастья мои матери-[существа] ни достигли с

моей помощью, все будет обманчиво. Значит, я был бы тогда похож

на того,

кто сыплет соль и другие едкие [вещества] на страшную рану,

нанесенную осаждающими "бесами" клеш: я причинил бы новые

страдания уже страдающим. Поэтому благодарность за добро надо

мыслить так: "Этих [существ], с

любовью оказывавших мне помощь, я приведу к блаженству свободы,

к нирване."

 

Как говорится в "Сущности срединности":

 

 "Я б уподобился тому, кто сыплет

  на раны соль страдальцам-существам,

  которых бесы клеш и так терзают, -

  им это принесло бы только вред.

 

  Кроме нирваны, может ли другая

  быть благодарность тем, которые меня

  в других рождениях

  любили, почитали, помогали?"

 

Говорится, что бремя неблагодарности за содеянное [добро]

весит больше [мирового] океана и горы Меру, а благодарность

за содеянное [добро] восхваляют мудрые. Об этом сказано в

"Стихах царя наг, [по имени] "Барабанный звук":

 

 "Океан, гора Сумеру и Земля -

  не большая тяжесть для меня,

  но моя неблагодарность за

добро

  тяжелее мироздания всего.

 

  Не заблудший мыслью человек

 благодарен за добро и, помня

          целый век,

  никогда его не забывает, -

  мудрые такого прославляют."

 

Подвожу итог. Представьте, ваша мать, обезумевшая,

помешавшаяся, ослепшая, без поводыря, спотыкаясь на каждом

шагу, идет прямо к страшной бездне. На чью же [помощь]

матери надеяться, как не на помощь сына?! И если сын не

спасет мать от страшной опасности, кто это сделает?!

Поэтому [сын] обязан спасти [ее] от такой [опасности].

 

Такие же матери и живые существа, - их душевный покой

возмущают демоны-клеши; из-за этого они лишены своей воли и

словно одержимы. Обезумевшие, они утрачивают "глаза",

видящие путь к высокому рождению и подлинному благу. Нет у

них и поводыря, испытанного друга. Каждый миг они совершают

проступки, ведущие к разладу и падениям. Вы видите, что они

идут ко дну [океана] сансары, и особенно дурных уделов. На

кого могут надеяться эти матери, кроме сына? Сыновья

обязаны спасти матерей.

Так размышляя, готовьтесь отблагодарить [матерей]

истинным освобождением из сансары. В "Собрании практик"

сказано:

 "Обезумевшие от клеш, ослепленные неведением,

  с каждым шагом спотыкающиеся на пути [сансары],

  рытвинами усеянном, другие, как и мы, страдают,

  ибо в пороках и страдании равны [все] существа."

 

Хотя так и сказано, это не значит, что следует подобным

образом искать чужие пороки. Напротив, говорится, что надо

восхищаться каждому замеченному достоинству. [Пороки не для

осуждения] отмечены здесь,

а чтобы показать, как несчастны существа.

 

 

    2. Сам процесс порождения [заботы о цели-для-других]

                             

Здесь три [части]; из них первая

 

 

                  А. Культивирование любви

                             

Объект созерцания при освоении любви - лишенные счастья

существа.

 

Выражение [любви] - это думание: "Почему бы им не

встретить счастье?" "Пусть обретут они счастье!" и "Я помогу

им обрести счастье!"

 

Польза [любви] объясняется в "Царе самадхи" (32.277):

 

 "[Заслуги] постоянно подносимых Буддам

  даров бесчисленных в бессчетных землях [Будд]

  не достигают даже части тех [заслуг],

  которые взращенная любовь приносит."

 

Здесь говорится, что от [любви] гораздо больше благих

заслуг, нежели от постоянного подношения величайших даров

[Буддам] в бесчисленных их землях. В "Устройстве земли

Манджушри" поведано:

 

"На северо-востоке - мир Будды Махешварараджи "Тысячекратно

украшенный". Как монахи счастливы пребывать [там] в

прекращении [страданий], так и [другие] существа там

счастливы. [Положим, некто] прожил там праведнейшим образом

триллион лет, а кто-нибудь другой здесь, на этой Земле,

породил бы любовь ко всем существам лишь на миг щелчка

пальцами, - он стяжал бы гораздо больше благих заслуг, чем

первый. Что уж говорить, если бы он пребывал [в любви]

денно и нощно!"

 

И в "Драгоценном ожерелье" (3.84-86):

 

 "Подношение Сангхе, каждый день по три раза,

  вкуснейшей пищи в сосудах трехстах

  не сравнится по силе и с частью заслуги

  одного лишь момента любви.

 

  Освоенье любви, даже если не дарит

  [от сансары] свободы навек,

  но приносит, однако, восемь благ превосходных,

  возникающих силой любви:

 

  (1) Дружелюбье богов и людей, (2) их защиту,

 (3) удовлетворенность и (4) много

             счастья,

  (5) неприступность для яда и (6)

  для оружия, (7) достижение

  без усилий,

  (8) рождение в мире Брахмы."

 

К любящему дружелюбны и благосклонны боги и люди, он

наилучшим образом защищен, поскольку Будды силой любви

побеждают злых духов и т. п. Поэтому, хотя это и трудно,

надо стараться породить ее. В "Собрании практик" сказано:

"Следует обратить все мысли к тем строфам "Святой [Сутры]

золотистого света", которые учат развитию любви и

сострадания, и созерцать их, громко читая все до единого

слова. Вот те слова:

 "Благодаря громкому барабанному бою

  Святой [Сутры] золотистого света

  да утихнут в мирах Трикосмия

  страдания смерти, бедности, дурных участей!"

 

И так далее.

 

                    Этапы освоения любви

                             

Сначала созерцайте относительно близких, друзей, затем -

относительно посторонних, затем в отношении врагов. Потом

постепенно осваивайте [любовь] по отношению ко всем

существам.

 

                    Способ освоения любви

                             

Когда, усердно размышляя о том, как существа страдают,

зародите какое-то сострадание, старательно думайте о том, что

существа лишены омраченного и неомраченного счастья, и о

том, как они нуждаются в счастье. Когда при созерцании

возникнет искреннее желание, чтобы они обрели счастье,

вообразите в уме различные виды счастья и даруйте их

существам.

 

 

                   Б. Развитие сострадания

                             

Объект сострадания - существа, испытывающие три аспекта

страдания.

 

Выражение - сосредоточенное думание: "Хорошо, если бы они

избавились от этого страдания!" "Пусть избавятся!" и "Я

помогу им избавиться!".

 

                Этапы развития [сострадания]

                             

Сначала осваивайте [сострадание] относительно родных и

близких, затем

- относительно посторонних, затем - в отношении врагов. Когда

ум обретет такое же отношение к врагам, как к друзьям,

постепенно осваивайте [сострадание] по отношению ко всем

существам десяти сторон света.

 

Такое постепенно усложняющееся освоение равного отношения,

любви и сострадания установил учитель Камалашила, следуя

"Абхидхарма-сутре",

и оно имеет большое значение. Потому что, если их

культивировать сразу в отношении всех, без подразделения,

создается лишь иллюзия их зарождения; если же проверить, -

окажется, что в отношении некоторых никакого зарождения

нет. Если же, следуя изложенному, зародим в душе

переживание [любви и прочего] по отношению к некоторым и,

постепенно расширяя их круг, наконец освоим сопереживание

по отношению ко всем, - зарождение будет чистым и ко всем,

и к каждому.

 

                   Метод культивирования

                            

- это размышление о том, как матери-существа, тонущие в

сансаре, испытывают общие и отдельные страдания. О

страданиях уже говорилось раньше. А если прежде, на этапе

средней личности, зародилось [осознание собственного

страдания], то, созерцая, можно войти [в положение

существ] на примере собственного положения, и

[сострадание] зародится легко. Размышление о собственном

[страдании] приносит установку отречения, а размышление о

[страдании] других приносит сострадание. Однако, если

сначала не размышляем о собственном

[страдании], проникновенное [сострадание] не зарождается.

                        -----------

Это лишь общие указания. Способные к более подробному

[созерцанию] пусть созерцают в качестве опоры сострадания

сто десять видов страдания, рассмотренных в "Уровнях

бодхисаттв". Там говорится, что бодхисаттва, благодаря

культивированию сострадания, переживает страдания сильнее

шраваки, который смотрит на страдание с глубокой

удрученностью благодаря тому, что непосредственно и до

конца постиг Истину страдания.

 

                        -----------

                            

Если обдумывать с многих сторон, как страдают [существа] и

как они несчастны, - любовь и сострадание тоже зарождаются

многосторонними, и если об этом размышлять долго, они

становятся сильными и устойчивыми. Если же, довольствуясь

лишь скупыми указаниями, откажемся созерцать [виды

страдания], описанные в великих Источниках, то

[зародившиеся любовь и сострадание] будут иметь ничтожную

силу.

 

При этом, как уже говорилось, зарождение [сострадания и

любви] обязательно происходит, если, проанализировав,

хорошо разобраться, почему зарождение Устремленности

является дверью вступления в Махаяну, каким образом

сострадание является основой [Пути Махаяны] и т. д. А если

нет точного знания, то опыт, [почерпнутый] из усердия в

отдельных предметах, не имея ориентиров, никуда не

приводит. Это относится и к другим этапам практики.

 

           Нужная степень зарождения сострадания

                            

В "Первой ступени созерцания" сказано:

 

"Когда сострадание в форме желания, чтобы все полностью

избавились

от страдания - будто любимый ребенок от несчастья, -

начинает течь спонтанно, естественно, тогда оно обретает

совершенство; обретает имя великого сострадания."

 

То есть, когда возникает естественное сострадание ко всем

существам, такое же сильное, как сострадание матери к ее

бесценному страдающему малышу, - набор признаков великого

сострадания полон.

 

Такова же и нужная степень зарождения великой любви. Далее

в ["Первой ступени созерцания"]:

 

"Когда, побуждаемые осваиваемым таким образом великим

состраданием, даем клятву спасти всех существ,

Устремленность, сущность которой - вдохновенное устремление

к высшему, истинно совершенному Пробуждению, зарождается

без всякого усилия воли."…

 

 

Hosted by uCoz