на главную страницу
 

Сатгуру Свами Вишну Дэв

 

Драгоценное ожерелье наставлений  о Пути  божественной  игры

Дивья Лила Йога
Упадеша Ратна Малика

 

Вселенская община Лайя-йоги

Дивья-лока, 2004 г.

 

Содержание

Об авторе

Предисловие

Глава 1. Творение и игра

Глава 2. Игра энергий Абсолютного Ума         

Глава 3. Видение пробужденного сиддха           

Глава 4. Сиддха-йогин и игра                           

Глава 5. Видение обычного человека и сиддха         

Глава 6. Создание нового мира и игры в Чистом измерении

Глава 7. Абсолютный Ум и эволюция существ        

Глава 8. Виды игр

Глава 9. Лила и карма                                          

Глава 10. Некоторые свойства лилы                         

Глава 11. Соотношение игры микрокосма и макрокосма

Глава 12. Принципы вхождения в игровое пространство

Глава 13. Методы вхождения в игру    

Примечания                          

Школа Учения, линия преемственности

Монастыря йоги “Гухья Самаджа”

 

 

 

 

Вот  Путь,

         чтобы летать

                 вместе с ветром:

Стать

      каплей росы

                  в тишине,

Гуляя по радуге,

                 плыть с облаками,

В небе ночном

         просто стать

                         вспышкой света,

И  звездным туманом

                 вечно парить

                              среди бездны   вселенной …

 

Об авторе
(внешняя биография)

 Сатгуру Свами Вишну Дэв – русскоязычный монах-учитель Лайя-йоги в традиции авадхутов-махасиддхов. Он также является основателем и настоятелем Монастыря йоги (Адвайта-йога-ашрам) «Гухья Самаджа».

В детские и юные годы, занимаясь медитацией, он спонтанно имел глубокие переживания недвойственности, которые в йоге описаны как «нирвикальпа-самадхи». В поисках Учений, которые бы объяснили его опыты, он обращается к западной философии, затем становится последователем Учителя индийской традиции вишнуизма, интенсивно следуя пути преданности, который приводит его к знакомству с еще более глубокой эзотерической традицией Сахаджия (индуистская тантра, ассимилировавшая идеи буддизма Ваджраяны). Параллельно, в течение многих лет, он изучает традиционный шаманизм и оккультные практики тантры.

С 1989 года он обучается Лайя-йоге в традиции сиддхов у своего коренного Учителя, а также классической Раджа-йоге и Кундалини-йоге у различных Учителей.

С 1992 г. по 1995 г. он посвящает себя аскетичной практике в уединении, благодаря которой реализовывает состояние «сахаджа-самадхи». В это время он глубоко изучает Ануттара-тантру в индуистской и буддийской традициях.

Длительная упорная практика созерцания и методов йога-тантры в течение более чем шестнадцати лет привели автора к глубокому личному опыту недвойственности, дав живое переживание тех великих истин, которые описаны в традиционных текстах.

Во исполнение воли своего Учителя с 1995 г. является основателем и Учителем Монастыря-академии Лайя-йоги, учебного заведения для монахов и монахинь.

Его перу принадлежит множество исследовательских статей, очерков, трактатов и книг. Наиболее известные из них:

~ «Сутра сердца йогической практики»;

~ «Песни Пробужденного»;

~ «Освобождающий нектар драгоценных наставлений»;

~ «Сияние драгоценных тайн Лайя-йоги»;

~ «Сокровище зеркала безмятежного океана»;

~ «Путь божественной гордости».

С 2000 г. живет в монастырском поселении йогов «Дивья-лока» в СНГ. В Монастыре проводит различные учебные семинары по пяти разделам (янтрам) Лайя-йоги:

~ Йога звука,

~ Йога света,

~ Йога сновидений,

~ Кундалини-йога,

~ Йога созерцания (Лайя-йога). 


Предисловие

«Лила», «виласа» – самая непостижимая тема в духовной практике и философии. Она настолько неоднозначна, что даже известные авторитеты среди святых говорят о ней вскользь или обходят стороной.

В учениях восточных традиций всегда существовали доктрины основывающие игру Абсолюта: Вивартавада в адвайте, Виджнянавада в буддизме, в санкхье и йоге – Паринамавада.

Санскритский термин «лила» означает «божественная игра», т.е. спонтанное, беспричинное проявление Абсолютным Умом своих энергий без ограничений, накладываемых смыслом, логикой, законами кармы, без мотивации и стремления к результатам.

В шиваизме божественная игра обозначается термином «айшварья». Другим его аналогом является «виласа» – подлинная Природа Абсолютного Ума.

Абсолютный Ум в своем проявленном состоянии развертывает свои энергии, т.е. манифестируется. Эта манифестация беспричинна, спонтанна, необусловленна («безумна» с точки зрения человеческой рациональности). Но именно она лежит в основе любой рациональной манифестации как ее сердечная сущность.

Такие излучения есть тенденция Абсолюта к самовыражению. Первое излучение преисполнено полноты всеведения и всемогущества Абсолюта.

По мере излучения энергии отходят все дальше от Абсолюта и отделяются от него, теряя связь со своим источником и, якобы, омрачаясь. Так начинается лила, когда Абсолютный Ум скрывает себя, играя своими энергиями.

Любая осознанная активность людей, богов, других существ имеет в своей основе глубинную подоплеку, и именно эта активность есть лила – непостижимая игра энергий Абсолютного Ума.

Несмотря на то, что люди, боги и другие существа могут считать свою активность обусловленной тем или иным рациональным принципом, подводить под нее логическую базу, т.е. намечать цели этой активности, описывать ее закономерности и причины, тем не менее, это только одна относительная сторона реальности, видимая из мира двойственности (т.н. «кармическое видение»). Если же мы смотрим на проявление активности глазами недвойственности, она предстает как немотивированная беспричинная игра энергий Абсолюта – лила, или виласа.

Известный индийский ученый – исследователь кашмирского шиваизма Пандит Б. Н. переводит «виласа» как «роскошно-праздное времяпрепровождение». Дальше он расшифровывает термин «виласа» как «полную озорства, энергичную, свободную и непринужденную эротическую игру, которая присуща любовной паре в самый разгар ее взаимоотношений, полных соблазна и восторга». Лила, виласа – энергия Абсолюта в ее предельной яркости и динамике.

В смысле личной практики, тем не менее, не следует буквально понимать эротический подтекст перевода. Скорее, это указание на то, что, взаимодействуя с миром, йогин проявляет свои глубинные энергии, связанные с блаженством, возникшим в теле, в районе нижних чакр, поэтому такое жизнебытие энергично, непринужденно, игриво, пронизано переливающейся через край энергией телесного блаженства (сукха-шунья).

В относительном измерении для нас, йогинов, лила, виласа является практикой самоосвобожденного ума, речи и поведения и также именуется «безумная мудрость», «поведение собаки-свиньи», «танец в пространстве», «странствие с облаками».

Спонтанно проявляя свои энергии, безумный мудрец-махасиддха тем самым уподобляется Абсолюту в человеческом теле, который так же спонтанен, беспричинен в своем творчестве, как Абсолют, в том смысле, что его энергии, излучаемые посредством ума и тела, исходят из самого Источника Бытия.

В момент, когда происходит проявление такой энергии через тело и ум, эго, основанное на интерпретациях и опыте понятийного ума, растворяется, ум парализуется, и на поверхность выходит Истинная Природа человека. Тогда эго обнаруживает свою Истинную Природу и свой Источник, который вышел на первый план благодаря виласе, оно с изумлением и благоговением взирает на него, затем обретает в нем прибежище, предается ему, а затем полностью растворяется. Таким образом, йогин на пути лилы узнает себя как Абсолют.

Таким образом, проявить игру, узнать ее источник – это и есть самоузнавание Истинной Природы, (пратьябхиджня), полное Просветление.

Йогин, проявляющий игру, не ищет Освобождения, не стремится стать божеством, Абсолютом – он уже им является. Своим действием он утверждает себя как Абсолют и дает даршан миру.

Таково величие Пути игры.


Глава 1

Творение и игра

1. Природа Абсолюта есть проявление в виде тонких духовных вибраций (спанда). Спанда побуждает Всевышнее Сознание сиять и излучать энергию из себя наружу.

2. Ни коллективные отпечатки (карма), ни врожденная тенденция Абсолюта к неведению, ни беспокойство от движения энергии, ни сострадание не являются причиной творения вселенной.

3. В абсолютном смысле ничто никогда не рождалось, не творилось, не разрушалось. Проявление видимой вселенной в относительном мире есть иллюзорный акт двойственного ума.

4. Видимые энергии вселенной проявляются беспричинно. Видимая вселенная является игрой Абсолюта, это его немотивированная спонтанная игровая манифестация.

5. Как Просветление и Нирвана, так и омрачение-сансара обладают природой Абсолютного Ума. Они есть проявление его непостижимости и форма его игры.

6. Лила – то, что превосходит чистоту Нирваны и ограничения сансары, это есть чистое сознание Источника вне всякой дуальности.


Глава 2

Игра энергий Абсолютного Ума

1. Абсолютный Ум проявляет себя во всех явлениях и самовыражается, саморефлексирует и самоосвобождается посредством виласы.

2. Абсолютный Ум неотделим от игры его энергий, его игра неотделима от Абсолюта, энергия неотделима от игры Абсолюта.

3. Проявленные энергии являются украшением Абсолютного «Я», игра является динамическим творчеством этих украшений.

4. Лила есть динамический посредник – связь между энергиями и Абсолютом.

5. Лила есть Абсолют в его непостижимости – проявленно-непроявленном аспекте.

6. Энергия есть Абсолют в его проявленном аспекте.

7. Пустота есть Абсолют в его непроявленном аспекте.

8. Лила есть процесс непрерывного проявления творческого сознания, она исходит из Источника.

9. Йогин, проявляющий лилу в теле, речи и уме, уподобляется божеству, творящему новые миры.

10. Когда лила проявляется, она прямо вторгается в старое кармическое видение и трансформирует его.

11 В теле йогина лила есть творчество в непрерывном излучении Атма-шакти посредством действий тела, речи и ума.

12. Проявленная лила принадлежит к чистым мирам ясности, т.е. это манифестация творческого сознания на уровне чистых измерений.

13. Чистое измерение означает, что творческое сознание проявляется свободно без ограничений, т.е. внешние энергии полностью подчиняются Исконной Основе «Я» – это магические чистые миры, созданные силой только ума.

14. Глубина игры переживается в испытании предельных крайностей, присущих двойственным мирам, таких как:

~ сансара и Нирвана;

~ нечистота и чистота;

~ омраченность и Просветление и т.д.

15. Вся бесконечная вселенная, творение и разрушение – есть игра энергий Абсолютного Ума, который узнает в них сам себя, отражаясь сам от себя и рефлексируя в себе самом.

16. Все миры, как мир человеческой вселенной, так и иные миры, присущие духам, асурам, богам, сотворены энергией Абсолютного Ума.

17. Абсолют сотворил их посредством своей игры энергии.

18. Все происходящее – игры Всевышнего Ума.

19. Все видимое есть энергии Абсолюта. В абсолютном смысле эти энергии играют, и они вне закона кармы. В относительном смысле энергии проявляются согласно закону кармы.

20. Энергии Абсолюта являются его манифестацией самого себя, которая украшает его, подчеркивая и оттеняя его бесчисленные качества, свободу и величие.

21. В основе сам Абсолютный Ум не участвует в проявлении, творении и играх, он не запятнан просветленными качествами, и его творение не имеет цели, т.е. беспричинно. Он полностью самодостаточен и свободен.

22. Игра проявляет себя в том, что Абсолютный Ум проявляет спонтанное игривое намерение, которое является причиной творения, затем, проявляя свои энергии, он скрывает себя, якобы погружаясь в неведение, играя и изображая страдающих существ в сансаре, подобно мастерской игре актера в спектакле.

23. Затем сам он, будто бы играя, посылает свою просветляющую силу (шактипатха) себе, якобы страдающему от неведения в облике отдельного существа, избирая его для духовного пути.

24. Затем Абсолют играет в теле человека духовного искателя, ищущего спасения от сансары, Освобождения от рождения-смерти и т.д.

25. В этих целях Абсолютный Ум побуждает человека:

~ отрекаться от мира,

~ искать прибежище в духовном учителе,

~ слушать учения и священные тексты,

~ выполнять практики,

~ медитировать,

~ переживать опыты самадхи.

26. С этой целью возникают:

~ учителя,

~ монастыри,

~ священные тексты,

~ линии передачи, школы и течения,

~ храмы, статуи и священные предметы,

~ различные бесчисленные учения и методы практики.

27. С точки зрения человека они возникли благодаря действию закона кармы, на основании того, что причина порождает следствие, т.е. усилия человека порождают причины следствия.

28. С высшей точки зрения все эти явления возникают беспричинно, как игра Абсолюта.


Глава 3

Видение пробужденного сиддха

1. Йогин-сиддх, войдя в естественное состояние, воспринимает мир, как долю и часть себя.

2. Все видимое воспринимается им как игра своего «Я», поскольку он находится в центре вселенной.

3. Такой йогин переживает свое сознание-«Я» как не отличное от Абсолюта.

4. Видеть свою игру во всем есть признак достижения высшего Освобождения, есть истинное знание.

5. Тот, кто не видит мир как свой ум, как свое «Я», кто не видит, что все, что происходит в нем, есть игра энергий его «Я», тот пребывает во сне неведения, связан узами кармы и подвержен двойственности.

6. Исконное сознание подобно зеркалу, все видимое в мире подобно отражениям в нем. Тот, кто вошел в естественное состояние и покинул схваченность отражениями, занимает позицию зеркала, источника отражений.


Глава 4

Сиддха-йогин и игра

1. Йогин, реализовавший знание Природы Ума, постиг, что «Я есть Творец, Всевышний Источник видимой вселенной», тогда он видит все проявленное, все события и вещи как игру своих энергий.

2. Весь мир в его видении есть священное пространство (мандала) – поле, где разворачиваются трансцендентальные игры его энергий.

3. Йогин, будучи Абсолютом, в основе неограниченным ничем, якобы принимает все ограничения, накладываемые участием в игре ради ее поддержания. Эти ограничения для него не существуют и видятся как ограничения только другими, чьи умы не могут постичь свободы йогина.

4. Йогин никогда не связан кажущимися ограничениями, зная их источник. Он видит их как игру. Более того, только он и может знать подлинный смысл ограничений.


Глава 5

Видение обычного человека и сиддха

1. Обычный человек, не видя пустотную Основу-зеркало своего Ума, Всевышнее Пространство, подпадает под власть ограничений игры, считая их реальными объектами, а себя субъектом, и устанавливая двойственные взаимоотношения с ограничениями. Так существо попадает в сети кармы.

2. Двойственность заключается в оценках и интерпретациях ограничений игры с помощью понятийного ума, эго, которое обусловлено прошлым опытом.

3. В момент оценок и интерпретаций происходит опора на сформированный опыт, и суждение выносится из иллюзорного центра – точки, где пребывает ахамкара, эго, что является отделением себя от Абсолюта.

4. Благодаря оценкам и интерпретациям, основанным на прошлом опыте, происходит опора на квазиреальное «я», эго, которое считает себя отдельным от Абсолюта и от его внешних видимых энергий, которые кажутся ограничениями. Тогда ограничения связывают и становятся кармой, т.е. лила не распознается как освобожденная игра энергий.

В случае сиддха, происходит отсечение оценок и видение мира «как он есть».

5. При отсечении оценок и интерпретаций происходит созерцание обнаженным осознаванием. Тогда нет отделенности от ограничений кармы, нет конкретного центра, откуда выносятся суждения, нет и суждений, основанных на неведении и двойственности, тогда вместо видения ограничений Абсолют созерцает глазами Абсолюта беспричинную игру своих абсолютных энергий.

6. При таком созерцании эго исчезает, карма и ограничения исчезают, мир превращается в мандалу, люди – в божества и недвойственные божественные энергии, звуки – в чистое звучание (мантры), все события и действия – в трансцендентальные игры Абсолюта, неотделимые от «Я».

Весь мир предстает как чистое, совершенное, недвойственное поле беспричинной игры энергии Абсолютного Ума, где превзойдена двойственность и все противоположности.


Глава 6

Создание нового мира и
игры в Чистом измерении

1. Тогда йогин-сиддх, будучи центром этого мира, для придания игре большей динамики, остроты, свежести и очарования творит силой ума новую вселенную-мандалу – Чистое измерение.

Мандала Чистого измерения Ума есть мир, в котором есть игровая двойственность, игровые ощущения и ограничения и иллюзорные существа, олицетворяющие различные энергии Ума йогина.

Иллюзорные существа с точки зрения сотворившего их йогина уже чисты, пробужденны и живут в Чистом измерении, поскольку йогин знает, что нет никаких иллюзорных существ самих по себе, а все они есть его собственные проявления, неотделимые от его «Я».

2. Но благодаря наличию независимого сознания и свободы воли у иллюзорных существ появляется ложное представление о себе и мире, который отделен от них (т.е. нечист). Тогда эти существа чувствуют, что связаны ограничениями и страдают.

3. Затем они ищут путь к Освобождению, не зная, что с самого начала они совершенны и не существуют сами по себе, а являются иллюзорной игрой энергий в поле игр сиддха-йогина, Творца. Более того, они и есть этот Творец, подобный Пространству Сознания.

4. Существа, якобы страдающие, игры энергий, Творец и Всевышний Источник – одно и то же. Но благодаря выявлению различных аспектов реальности и взаимозависимому сочетанию условий восприятия, они могут быть видимы субъектом по отдельности как нечто реальное, либо существующее одновременно в отношениях иерархической подчиненности, либо существующее как единое Сознание, либо как Сознание и игра, либо как несуществующее вообще ни в каком аспекте.

5. Тем не менее, «Я»-субъект, Исконное Осознавание, всегда остается неизменным, подобным фону, экрану, на котором мелькают кинокадры, или океану, на поверхности которого появляются и исчезают волны.

6. Йогин, распознавший неизменный фон –Основу, подобную пространству, и утвердившийся в нем, становится нераздельным с Абсолютом и овладевает всеми его энергиями и творящими силами вселенной, т.е. обретает тот же статус, что и Творец.

7. Став неотделимым от Абсолюта, йогин-творец, условно играя в сострадание, посылает свою просветляющую силу ограниченным существам – частям своего «Я». Эта сила видится ими как беспричинная, подобная «милости царя», и процесс начинается сначала.

8. Когда существа из мира, созданного игровой санкальпой йогина-творца, пребывающего в единстве с Абсолютом, освобождаются, они также проходят последовательность описанных стадий, т.е.

~ очищение от омрачений;

~ поиск Источника «Я»;

~ вхождение в Источник;

~ видение всего недвойственным, чистым, совершенным;

~ усмирение своего эго, желаний, ума;

~ полное очищение энергий тела и превращение его в Радужное Тело;

~ превращение мира обитания в Чистое измерение (мандалу);

~ становление главным божеством этой мандалы, вход в центр всех измерений Бытия;

~ проявление своих манифестаций как игры и украшений в виде божеств свиты, иллюзорных тел и отдельных миров, чистых земель и т.д.;

~ обнаружение среди своих энергий существ, наделенных достаточным осознанием, чтобы осознать себя, страдания от ограничений, возникающих от связанности проявлениями игры;

~ посылание просветляющего импульса;

~ восприятие иллюзорными существами импульса и становление их на путь Просветления;

~ узнавание ими своего подлинного лица и т.д.

9. Абсолютный Ум, проявляя игру, скрывает себя, затем посылает себе просветляющий импульс, побуждает искать Просветление и узнавать самого себя в своих энергиях.


Глава 7

Абсолютный Ум
и эволюция существ

1. Узнавая себя, Абсолютный Ум получает большое блаженство в процессе игры. Нисходя на самые ограниченные и низшие уровни и подымаясь до самых вершин осознавания и совершенства, он расширяет границы своего самоосознавания и углубляет познание себя через себя, посредством игры в ограничение и последующего снятия этих ограничений.

2. Для этого разыгрывается грандиозное шоу с ограничениями, кармами, иллюзорными отдельными существами и последующим их освобождением.

3. Те существа, которые участвуют в этой игре, не зная себя и своего истинного положения, именуются связанными кармой, обусловленными и пребывающими в сансаре, неведении, круге рождения-смерти («нитья бандхика», т.е. «вечно связанные»).

4. Те, кто участвуют в игре, узнав себя, зная свою неотличность от Абсолютного Ума, именуются «нитья сиддхи», «дживанмукты» – «вечно освобожденные», «свободные при жизни».

5. Нитья бандхика подвержены карме, дживанмукты играют в унисон с Абсолютом, проявляя свои игры, которые есть сама манифестация Всевышнего Источника, посредством их тел.

6. Существа, находящиеся посередине: йоги, монахи, отшельники, ученики святых, миряне, преданные богам и т.д., частично свободны от кармы, частично связаны ею; они участвуют в игре полусознательно, не узнавая и не проявляя ее как игру энергии своего «Я» (Атма-шакти). Такое состояние именуется «крида», т.е. игра, контролируемая более великими силами (богами, вселенскими энергиями и т.д.).

7. Если они входят в Чистое измерение благодаря своей практике, они становятся божествами свиты (периферии) в измерении Чистого видения (мандале) и включаются в игры главного божества, пока их ум не проясняется.

8. Когда благодаря настройке и получению вдохновения от главного божества их умы проясняются, они обретают такое же видение недвойственности, как и главное божество. Когда их недвойственное созерцание набирает силу, их внутренняя творящая энергия (Атма-шакти) пробуждается.

9. С пробуждением внутренней творческой энергии они проявляют собственную игру, создают свою вселенную, мандалу – измерение Чистого Сознания и становятся в нем главным божеством, пребывая в центре мироздания.

10. Их усмиренные энергии в виде учеников и их спутников становятся охранителями, божествами свиты, которые также со временем полностью проясняют свои умы, пробуждают свои творческие энергии и вступают в состояние игры.


Глава 8

Виды игр

1. Если ум с помощью самопостигающей ясности распознает свою Истинную Природу, проявляется Нирвана и лила; если он омрачается своими проявленными энергиями, начинается сансара и карма.

2. Условно игры бывают двух видов: чистые и нечистые.

Чистые исходят из Исконного «Я», они полны ясности, спонтанности и совершенства, совершаются в священном пространстве недвойственности, в идеале они происходят в Теле Радужного Света без грубых элементов.

3. Нечистые игры также исходят из Высшего «Я» йогина, но когда они происходят, йогин не может понять их, распознать и контролировать, поэтому они становятся кармой и их следует избегать.

4. Чистые игры гармонично несут свободу, чистоту, совершенство и углубляют естественное состояние. Участвуя в них, йогин углубляет созерцание, близость к Всевышнему Источнику.

5. Нечистые игры беспокоят праны, будоражат ум и уводят от пребывания в Источнике «Я», ввергая в двойственность и страдания от кармы.

6. Лила становится нечистой, когда не распознается ее Основа – Светоносное Пространство, и проявление энергий происходит из двойственного состояния.

7. Когда есть не полностью осознанное участие в чистых играх пробужденного существа, святого или божества, этот называют состоянием божества свиты.


Глава 9

Лила и карма

1. Лила есть игровое излучение внутренней энергии (Атма-шакти) во внешнее пространство.

2. Такое излучение есть самовыражение каждого живого существа.

3. Если самовыражение исходит из состояния недвойственности, оно творческое и самоосвобожденное – это лила. Такое самовыражение есть игра Ясного Света, к нему следует стремиться.

4. Если самовыражение исходит из двойственности, из эго, основанном на уме, опыте и различении – это карма.

5. Такое самовыражение не творческое, привязано к результату, сопровождается чувством деятеля, обусловлено мыслями и опытом и является оковами. От него следует отрешаться.

6. В момент отрешения безупречно обнажается пространство Чистой Осознанности, и то, что было невидимо, распознается.


Глава 10

Некоторые свойства лилы

1. Лилу может передавать другому только учитель-мастер – Исконное Пространство Сознания, носитель лилы.

2. В субъективном смысле лила есть манифестация творческой энергии тела, речи и ума йогина.

3. Такая манифестация проявляется в момент пребывания в безвыборочной осознанности созерцания, когда выбор, тем не менее, совершается, но не на основе опыта эго, а на основе спонтанного импульса Чистого «Я».

4. Выбор есть мгновенное обнажение осознавания до Исконного «Я», сопровождающееся вспышкой ясности. Этим лила отличается от статичного состояния непроявленности.

5. Внутренние энергии, ежесекундно проявляясь, создают иллюзию выбора, мгновенно самоосвобождаясь.

6. Игровой выбор означает спонтанное динамическое проявление энергии без мотивации, опоры на опыт и желания будущих результатов.

7. В состоянии лилы выбор делается ежемгновенно, тем не менее, он основан на безвыборочном осознавании в недвойственности.

8. Йогин в состоянии лилы однажды приходит к решению сделать один великий выбор – не выбирать, т.е. пребывать в безвыборочном состоянии недеяния, позволяя бесконечным мелким периферийным выборам непрерывно совершаться в соответствии с ситуацией, из «отклика».

9. Такое состояние именуют «сахаджья-самадхи», «самадхи текущей реки», «танец в пространстве».


Глава 11

Соотношение игры
микрокосма и макрокосма

1. Подражая Абсолюту в игре, в сознании йогин со временем обретает ум и воззрения подобные Абсолюту.

2. Подражая Абсолюту в действиях, йогин со временем становится Абсолютом в проявленном теле.

3. Подражание Абсолюту в воззрении есть пустотная основа-осознанность без усилий, вспыхивающая в уме йогина как Тело Мудрости.

4. Подражание в ясности есть тонкая творческая игра энергии, осознание проявляется как Тело Наслаждения (Пранава-дехам).

5. Подражание в поведение есть практика игры, когда йогин обретает Чистое Тело, проявленное в мире материальных энергий.

6. Поведение есть излучение Атма-шакти. Она может излучаться двояко:

~ обусловленно, в соответствии с кармой с уровня ахамкары;

~ свободно, спонтанно из уровня Чистого «Я».

7. Обусловленное поведение есть проявление Атма-шакти, силы сознания во внешний мир, основанное на идее «я есть тело, а мир есть чуждые внешние объекты». Оно связано:

~ мотивацией,

~ стремлением к результату,

~ привязанностью к действиям,

~ чувством делателя,

~ опорой на прошлый опыт.

Такое поведение есть карма. Оно основано на бессознательности и неузнавании Исконного Пространства «Я».

8. Необусловленное поведение есть лила:

~ оно не связано эгоистичной мотивацией,

~ находится вне субъект-объектных отношений,

~ проявляется спонтанно,

~ не сопровождается привязанностью,

~ не сопровождается чувством делателя,

~ не опирается на опыт.

Основано на глубоком пребывании в созерцании, в безвыборочной осознанности, подобной пространству.

9. По внешнему виду лила и карма иногда могут быть схожими, разница заключается в присутствии и глубине осознанности.


Глава 12

Принципы вхождения
в игровое пространство

1. Игровое пространство есть вселенная чистого видения йогина – мандала. Вселенная чистого видения есть творческий мир, состоящий из ясности недвойственного сознания йогина.

Йогин, реализовавший чистое видение, живет только в поле игры, в собственной вселенной Чистого измерения. Вселенная чистого видения творится самим йогином мгновенно, как только он вошел в состояние игры.

Находясь в поле игры, йогин является в ней главным божеством. Никто не может войти во вселенную игр йогина без его благословения, кроме более великих существ. Поэтому такое вхождение осуществляется только через отношения учитель-ученик и скрепляются принципом самайи.

Практики созерцания
для вхождения в игровое пространство

2. Смотри на мир и его энергии как на чистую мандалу медитации, где разворачиваются трансцендентные игры Исконного Пространства.

3. Созерцая, смотри на себя как на чистейшее Иллюзорное Тело, игровую манифестацию Всевышнего Пространства, так же смотри на других.

4. Созерцая, смотри на мир как на поле игры твоего Сознания.

5. Созерцая, чувствуй все события, в которых участвуешь ты и другие, как игры энергий твоего Исконного «Я».

6. Созерцая, чувствуй себя непрерывно играющим, но не вовлеченным в игры энергий Абсолюта.

7. Созерцая, принимай все ограничения видимого мира как игру Абсолюта.

8. Рассматривай все звуки как проявление мистических песнопений и мантр.

9. Рассматривай всех существ как недвойственных божеств – тончайшую творческую энергию Абсолютного Ума.


Глава 13

Методы вхождения в игру

I. Методы очищения ума

Мирные мысли

1. Предавайся благочестивым размышлениям порождая мысли:

~ о пользе заслуг,

~ об Абсолюте, избранном божестве, Гуру, Дхарме,

~ о святых,

~ о заповедях,

~ о законе кармы,

~ о преданности и священных книгах,

~ о ритритах и йоге.

2. Наблюдая мысли, открой их основу – Чистое «Я Есмь», подобное пространству неба. Раздели в себе чистую основу – Путь Нирваны и благочестивые мысли – Путь сансары.

3. Так утвердись в Основе всех мыслей. Затем, вернувшись к мыслям, признай их совершенной, чистой игрой Великого «Я», не принимая, не отвергая. Так мысли самоосвобождаются.

Нейтральные мысли

4. Предавайся обычным мирским мыслям и чувствам:

~ о женщинах и мужчинах;

~ о еде, о погоде;

~ о делах и заботах;

~ о желаниях и их удовольствиях;

~ привязанности, отношениях друг с другом;

~ о новостях и слухах, природе, мирских науках и т. д.

5. Созерцая, обнаружь чистый Источник этих мыслей – осознанность вне всех мыслей. Отдели чистый образ Нирваны от мирских нейтральных мыслей – Пути сансары.

Затем признай проявление мирских мыслей чистой игрой Всевышнего «Я» и обнаружь святость и чистоту мирских мыслей. Тогда мысли освобождаются. Так избавься от иллюзии приятия-отвержения, видя священное в обыденных мыслях и реализуй единый «вкус» всех мыслей.

Гневные мысли

6. Тренируясь, порождай:

~ гневные мысли,

~ похотливые мысли,

~ разжигающие страсть,

~ горделивые мысли,

~ мысли о привязанности,

~ жадность и прочее.

Созерцая, как они возникают, обнаружь их источник – Основу, чистое, совершенное Бесконечное Пространство Вечного «Я». Признав ее, раздели Путь Нирваны и Путь сансары.

7. Утвердись в Основе. Пребывая в Чистой Основе, посмотри на гневные и прочие мысли и признай их совершенной гневной игрой Чистого Ума. Увидь, что они священны и чисты в своей сути и подобны играющим гневным божествам.

8. Так превзойди приятие-отвержение и обнаружь единый «вкус» всех мыслей. Войди в мандалу Ума – поле священной, чистой игры мирных и гневных мыслей.

Найди чистоту в нечистоте, красоту – в уродстве, совершенное – в несовершенном. Воспринимай все как игру священных, совершенных, чистых энергий Абсолюта и будь всегда свободен!

Плод практики

9. Так двойственные мысли-концепции, сковывающие бодрственное сознание, растворяются в чистой Основе.

Узел Рудры в межбровье развязывается. Йогин обретает глубокое естественное созерцание, подобное пространству, в период бодрствования.

Йогин утверждается в парадоксальном нерожденном сознании Ясного Света, в том, что вне мыслей, и делает его своей основой.

Так его пустотное Тело Мудрости рождается.

II. Методы для речи
(мирные, нейтральные и гневные)

10. Наблюдая речь, войди в ясность наблюдающего, подобного пустотному пространству осознанности. Это дорога к Нирване. Раздели эту Нирвану и сансару, возникающую из речи. Утвердись в понимании Нирваны, созерцая, что сознание отдельно от речи.

Затем признай всю сансару речи, как чистую, так и нечистую – совершенно чистой игрой Пустотной Основы Всевышнего «Я».

Так входи в единый «вкус» всех звуков речи.

11. Слушая парадоксальный вопрос, позволь естественной мудрости откинуться и проявиться в своей тотальности самовыражения.

Так найди то, что за пределами логики и утвердись в нем, признав логику концепций и парадоксы одинаково-совершенной игрой ума, не имеющей самобытия.

Так открой единый «вкус» логичных концепций и парадоксов за пределами приятия и отвержения и постигни сущность «безумной мудрости» сиддхов.

12. Рассказывай о себе как о другом человеке, вообразив всю его иллюзорную жизнь от момента рождения до настоящего времени.

Так открой то чистое сознание, что не рождалось, и отдели истинное от поверхностного. Затем признай игрой ума все, что рождалось, свою жизнь, биографию и прочее.

Так обрети единый «вкус» событий твоей жизни и вымышленных событий, как равноценной игры энергий Природы Ума, и оставь свое старое «я» и привязанность к своей жизненной истории и опыту.

13. Утверждай бессмысленное.

Так, созерцая того, кто утверждает, как отдельного от речи, открой чистое пространство осознанности за пределами смысла и утверждений и найди в нем опору.

Все остальное, смысл и бессмыслицу, признай одинаковой игрой  Всевышнего Ума. Так обрети единый «вкус» бессмысленного и того, что имеет смысл, и освободись от приятия и отвержения к смыслу.

14. Слушай, как тебя хвалят, а затем хулят, и, созерцая, обнаружь то чистое наблюдающее «Я», не имеющее границ, что за пределами хулы и хвалы. Утвердись в нем и признай хулу и хвалу чистой, совершенной, равностной игрой Пространства Великого Ума. Освободись от приятия-отвержения и обрети единый «вкус» хулы и хвалы.

15. Произноси спонтанно звуки, какие вздумается, созерцая их источник. Созерцай так, пока не разделяются звуки и чистое пространство «Я», откуда они возникают.

Утвердись в Чистом «Я», затем признай спонтанные звуки и осмысленную речь равноценной, чистой, совершенной игрой Всевышней Сущности. Так освободись от приятия и отвержения и обрети единый «вкус» всех звуков, издаваемых тобой.

16. Хохочи, воображая себя гневным божеством, могущественным, как тысяча царей. Так созерцая, открой изначальную осознанность и отдели ее от хохота. Затем признай смех богов и слова людей чистой, спонтанной игрой Единой Основы, подобной пространству и войди в чистое видение всех явлений.

17. Высказывай (партнеру по практике) заведомо иллюзорные вещи, утверждай ложные вещи, то, чего не существует.

Созерцая, открой свидетеля вне лжи и правды – он подобен чистому «Я Есмь», без границ и центра. Утвердись в нем.

Затем признай правдивые и ложные изречения равноценной, совершенной, чистой игрой Пространства Всевышней Сущности.

Так войди в поле игры2 и открой единый «вкус» лжи и правды и освободись от видения мира, как реального.

18. Упражняйся некоторое время с партнером в распускании слухов, шуток и сплетен друг о друге, созерцая чистую ясность вне слов.

Она неописуема, спонтанна, игрива и проникает везде. Отдели ясность от всего услышанного. Утвердись в ней.

Затем признай все слышимое, хорошее и не очень, совершенной чистой игрой Единой Основы пустого пространства и избавься от иллюзии приятия-отвержения навсегда. Так войди в поле игры Всевышнего «Я» и обрети единый «вкус», оставив скованность речью.

Плод практики

19. Так узел в горле (вишуддха-чакре) развязывается. Омрачающее двойственное состояние ума, обусловленного речью, полностью очищается. Йогин беспрепятственно осознает Пустоту Исконного «Я» во сне со сновидениями и обретает сиддхи речи.

Все сны йогина очищаются и берутся под контроль.

Иллюзорное Тело богатства форм (Пранава-дэхам) зарождается. Все кармы речи очищаются, и йогин обретает единый «вкус» всех проявлений речи и звука.

III. Методы очищения действий тела
до уровня недеяния и игры

20. В месте укромном, лесу или пустыре, совершай спонтанные движения тела, танцуя, бегая, замирая, падая, кувыркаясь, гримасничая, дрожа или подпрыгивая.

Созерцай то Чистое «Я», которое отдельно от тела и не окрашивается никакими движениями. Затем упади на землю и расслабься.

21. Так раздели в себе сансару и Нирвану, четко познай «я – не тело». Утвердись в недеянии, пустотном Сознании Чистого «Я Есмь», подобном пространству, где нечего делать.

Затем признай все действия тела, осмысленные или бессмысленные, хорошие или нейтральные, совершенной, равноценной, чистой игрой Пространства Всевышней Сущности. Так открой единый чистый «вкус» всех действий тела.

Чистые действия

22. Совершая молитвы с простираниями, обходя по кругу святые места, танцуя во время баджанов, делая асаны йоги, совершая тапас, созерцай себя отдельным от тела.

Утвердись в чистой осознанности «Я Есмь» без границ и качеств. Разделив Чистое «Я» (Путь Нирваны) и действия тела (Путь сансары), утвердись в пространстве недеяния, Величественном «Я», подобном бесконечности.

Затем признай благочестивые действия саттвичной иллюзорной совершенной игрой Исконного Пространства Всевышней Сущности, равноценной с мирскими действиями.

Так обнаружь благочестивые действия как непостижимую игру Всевышнего «Я» вне грехов и заслуг и войди в единый «вкус» всех действий тела.

Обрети свободу от скованности, любыми формами чистого поведения3.

Нейтральные действия

23. Совершай обычные мирские действия, такие как омовение, ходьба, работа в доме, строительство колодцев, помощь бедным и больным.

Созерцая себя отдельным от тела, отдели чистое пространство «Я Есмь» от действий тела и фиксированного поведения.

Утвердись в пространстве недеяния «Я Есмь», затем возвратись к действиям и признай все обычные действия тела священной, чистой, непостижимой игрой Всевышнего «Я». Так утрать нечистое видение своих обычных действий.

24. Утвердись в святости среди обыденного. Войди в пространство игры. Утвердись в чистом видении и едином «вкусе» всех мирских действий вне приятия-отвержения. Обрети свободу от скованности любыми формами нейтрального поведения.

Гневные действия

25. В соответствии с наставлениями Гуру, стоя перед зеркалом, совершай гневные действия (не оставляя внутри принципы сострадания, гармонии и ненасилия), изображай, словно актер, гнев, раздражение, зависть, привязанность, делая соответствующие жесты, потрясай кулаками и т.д.

26. Созерцая в это время, отдели себя от гневных действий и обнаружь «Я» – Чистое пространство, подобное небу.

Пойми: «Я – не тело и не связан гневными действиями и поведением». Раздели в себе сансару и Нирвану. Утвердись в Чистом Пространстве Недеяния Всевышней Сущности.

Затем вернись к действиям и признай гневные действия совершенной, чистой, спонтанной игрой Великой Пустотной Основы, подобной небу. Эта игра вне приятия и отвержения.

Так утвердись в едином «вкусе» всех действий,  очистись от иллюзии и связанности гневными действиями. Войди в пространство игры4.

27. Играя, совершай различные непривязанные, бессмысленные, абсурдные действия:

~ безо всякой цели,

~ без результата,

~ без ощущения, будто ты что-то делаешь.

Совершай:

~ различные действия без приложения опыта и различения;

~ бессмысленные вообще;

~ с частично проявленным смыслом;

~ с полностью проявленным смыслом, но без всякой цели или заинтересованности.

Например:

~ рви траву охапками и ровно укладывай без всякого смысла, цели и мотивации,

~ строй шалаш, затем разбирай его,

~ работай в чужом городе без желания получить награду или выгоду,

~ делай все, что может быть сделано как игра.

28. Созерцая, отдели чувство «я есмь», подобное небу, от действий и поведения. Раздели Путь сансары и чистое видение Нирваны. Утвердись в недвойственности и Пустоте Чистого «Я», независящего от поведения. Затем вернись к действиям и признай их непостижимой, совершенной игрой Великого «Я», подобного пространству.

29. Так очисти свои представления о смысле, мотивации, цели, действиях тела и поведении, чувстве делателя, желании результатов и войди в священное пространство недеяния – поле трансцендентальной игры, обретя единый «вкус» вне приятия-отвержения.

Плод практики

30. Так созерцание объединяется с телом. Узел Брахмы в районе пупа развязывается. Растворяются самые тонкие двойственные представления о чистом и нечистом, и йогин обретает единый «вкус» всех явлений.

Все его действия очищаются, вводятся в мандалу чистого видения и становятся священными и спонтанными, подобными игре или ритуальному танцу божества.

Йогин обретает непрерывное сознание во сне без сновидений и утверждается в самых тонких уровнях Ясного Света.

Его физическое тело, созданное родительской кармой, очищается и преображается в Тело Чистого Проявления (Шуддха-дэхам), а кармические праны заменяются на праны мудрости.

САМАЙЯ

20 августа 2004 г.

Дивья-лока

 


Примечания

1 Согласно подходу йога-тантры, йогин, достигший высокой реализации, является многомерным духовным существом, действующим одновременно на нескольких планах: физическом, тонком и духовном, пребывая одновременно за их пределами. В связи с этим сложился особый стиль описания биографий Мастеров, где выделяются одновременно три биографических линии: внешняя, т.е. социальное лицо в обычном мире; внутренняя, отражающая духовную жизнь и взаимодействие с божественными существами других измерений; тайная (эзотерическая), отражающая аспекты Бытия в «чистом видении».

Так, Мастер-сиддх может, согласно внешней биографии быть похож на обычного человека, во внутренней биографии быть великим адептом Учения, почитаемым богами и людьми, или инкарнацией какого-либо святого-йогина, в тайной биографии быть воплощением какого-либо божества, нисшедшим в мир людей с определенной миссией. Как правило, внутренняя и тайная биографии не предаются огласке или сообщаются узкому кругу учеников, делящих самайи. Можно сказать, что внешняя биография человека является лишь малой частью, описывающей проявления йогина в материальном мире.

Будучи свободными от законов сансары, сиддхи были многомерными существами, одновременно пребывая в нескольких телах в различных измерениях, и понимание их проявлений зависит от ясности ума тех, кто их воспринимает.

2 Лила-кшетра (санскр), «поле трансцендентальной игры» – область проявления спонтанных игр энергий Всевышнего Источника.

3 Это не означает, что мы отвергаем формы чистого поведения, такие как простирания, накопление заслуг и т.д. Вместо этого мы, выполняя такие действия, созерцаем их единство с недвойственностью и подчиняем их такому созерцанию.

4 Вне практики такие действия йогину выполнять запрещено, поскольку они подобны спектаклю, их нельзя реально переносить в жизнь во избежание дисгармонии и плохой кармы.

 


Школа Учения,
линия преемственности (парампара)
Монастыря йоги «Гухья Самаджа»

Монастырь является продолжателем древнейших традиций йоги и Адвайта-Веданты, идущих от Авадхуты Даттатрейи, Шри Шанкарачарьи, а также от великих Учителей – сиддхов индуистской йоги и тантры, принадлежащих к древним «Гухьясамаджам».

Некоторые источники упоминают около миллиона сиддхов, однако почитание сиддхов наиболее распространено в каноне 84 индо-буддийских махасиддхов, 9 натхов и 18 тамильских сиддхов. Многие из них принадлежали к древним тантрическим общинам «Гухьясамаджа». «Гухьясамаджи» – это многочисленные группы бродячих йогинов-аскетов, авадхутов-отшельников, возникшие в Индии в конце

1 тыс., в то время, когда индуистская и буддийская тантры были в пике своего расцвета и не отделялись друг от друга.

Наиболее известные из них принадлежат к традиции «Шайвите-натха», такие как Матсиендра, Горакша, Джалендра, Гахини, Чарпати, Ревана, Чауранги, Джаландхара, Вирупа, Канери, Канхапа, Кандхата. Многие из них принадлежали к школе капалика: Анадикала, Ватука, Махакала, Виранатха, Шрикантха, Джаландхара, Канхапа.

К сугата-сиддхам (буддийской школе) принадлежали Нагарджуна, Арья Дэва (Карнарипа), Шантидэва, Шантипа (Ратнакарашанти) и др. Сараха, Сабара (Сабарапа, Шаварипа), Луипа, Нардэва (Наропа) принадлежали к нескольким традициям одновременно. Будучи равнодушными к институциональной религии, многие из них не принадлежали к какой-либо школе, секте, находясь выше религиозных различений, поскольку принадлежность к сиддхам не зависит от принадлежности к какой-либо школе или секте.

Монастырь является хранителем и продолжателем одной ближней и пяти дальних линий преемственности Учений сиддхов и богов. У истоков этих линий преемственности стоят:

~ Пять Великих Риши;

~ Бог Брахма;

~ Авадхута Даттатрейя;

~ Шри Шанкарачарья;

~ Шри Гуру Матсиендранатх;

~ Шри Горакшанатх;

~ Махасиддха Сараха.

Священные тексты данных Учений и наставлений святых хранятся в Монастыре и составляют основу Учения и практики.

 

Hosted by uCoz